МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ НАУК О МАТЕРИАЛАХ
УТВЕРЖДЕНО Ученым Советом ВКНМ
ПРОГРАММА курса ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА для студентов 3-го курса
ВКНМ
Составитель: доцент Е.Б. Рудный
МОСКВА - 1994 г.
ВВЕДЕНИЕ
- Основная цель курса:
- научиться решать задачи на расчет фазовых и химических равновесий.
- Студент должен научиться:
- Для конкретной задачи выбрать подходящую
термодинамическую модель.
- Перевести задачу на математический язык (условная минимизация
характеристической функции или решение системы нелинейных уравнений).
- В простейших случаях получить окончательное аналитическое решение.
- Оценить влияние температуры и давления на равновесный состав.
- Требуемое время:
- 10 недель по 6 аудиторных часов (три часовые лекции и три часовых
семинара; лекция + семинар = маленькая законченная тема).
Предполагается, что студент имеет доступ к компьютеру, на котором он
может выполнять домашние задания (2 часа в неделю на одного человека).
- Контроль:
- две двухчасовые контрольные работы,
- четыре домашних задания (задания многовариантные).
Почему нужен новый курс по химической термодинамике?
- Общие проблемы
- Ниже перечислены общие проблемы, которые присущи не только
физической химии, но и остальным предметам в традиционном
университетском образовании.
- Главная проблема - перегруженная программа. Средний студент не в
состоянии все удовлетворительно освоить. В результате знание
воспринимается пассивно, на активное освоение не хватает времени.
Перегруженность программа приводит также к тому, что много времени
уходит на детали, а общая картина теряется.
- Разорванность лекций, семинаров и практикума. Студент четыре часа
в неделю слушает лекции, но у него не хватает времени, чтобы подумать и
осмыслить то, что он услышал. Надо делать практикум, который часто идет
впереди лекций, и ходить на семинары, которые неизбежно отстают от
лекций. Надо учить коллоквиумы, которые в силу специфики студентов,
отстают и от лекций, и от семинаров. Результат - много времени тратится
вхолостую.
- Проблемы в химической термодинамике
- Обоснование второго закона через тепловые машины занимает
много времени. Но затем, как правило, студенты не связывают между собой
второй закон и критерии равновесия.
- Растворы изучаются сами по себе. Диаграммы состояния даются
феноменологически, без связи со свойствами растворов. Термин "построение
диаграмм состояния" обычно не упоминается. При изучении химических
гомогенных реакций связь с растворами не подчеркивается - термин
"идеальный ассоциированный раствор" не используется.
- При применении критериев равновесия пропускается важный случай,
когда при равновесии полностью исчезает одна из фаз. Тем самым
пропускается общий случай, когда равновесному состоянию системы
соответствует случай неравенства химических потенциалов.
- Отставание от практики современных термодинамических исследований,
как расчетных, так и экспериментальных.
- У студентов изучаемые уравнения плохо связываются с объектами,
которые они описывают. Вопрос "чего?" (энтропия чего?, объем чего? что
значит дельта?) приводит студентов в недуомение.
- Предлагаемое решение
- Упор на активное усвоение материала - сокращено время лекций,
увеличено время на семинары. Важную роль в обучении играют домашние
работы, в которые входят как практические задачи, так и теоретические
вопросы (минирефераты).
Предлагаемая программа сокращена по сравнению с общепринятой и в то
же время переделана. Логика ее постороения связана с усложнением
описываемого объекта и последовательном применением критерия равновесия
в виде экстремума характеристической функции.
- Использование компьютеров
- (программы для термодинамических расчетов CHET (разработка В.С.
Люцарева - (095) 939 2688, LVS@COMP.CHEM.MSU.SU) и VCS (W.R. Smith,
R.W. Missen. Chemical Reaction Equilibrium Analysis: Theory and
Algorithms. 1982.))
Именно компьютеры изменили практику современных исследований. В
настоящее время задача исследователя - это составить реалистическую
математическую модель изучаемого объекта. Необходимо записать
уравнения, которые дадут ответ на стоящие задачи. Далее компьютер
позволяет нам использовать хорошо разработанные математиками алгоритмы
для решения записанной математической задачи. В химической
термодинамике это приводит к тому, что лучше всего использовать
критерий равновесия в виде экстремума характеристической функции.
Однако, нужно все время подчеркивать ограниченность конкрентных
программных продуктов и показывать, какие приближения в них
использованы, и что нужно, чтобы их преодолеть в будущем.
- Построение программы
- Курс состоит из двух модулей, каждый из которых требует по тридцать
аудиторых часов. Каждый модуль заканчивается контрольной работой и
сопровождается выполнением домашних заданий. Модуль разбит на темы.
Описание темы начинается с плана лекции. Далее следует перечень
понятий, постулатов и уравнений, которые должны быть усвоены студентом
во время лекции и самостоятельной работы над темой. Описание темы
заканчивается списком проблем, которые должен научиться решать студент
во время семинара и при выполнении домашних заданий.
МОДУЛЬ 1. ЗАКОНЫ ТЕРМОДИНАМИКИ
Цель первого модуля - научить использовать законы термодинамики для
чистого вещества. В конце модуля (к первой контрольной) студент должен
уметь рассчитывать термодинамические свойства простых веществ из
экспериментальных данных и пользоваться термодинамическими
справочниками.
1. Основные понятия и постулаты термодинамики
(Лекция - 1 час)
- План лекции:
- Классическая (феноменологическая) термодинамика. Химическая
термодинамика. Роль эмпирических данных в химической термодинамике.
Роль компьютеров в химической термодинамике. Постулаты термодинамики.
- Понятия:
- Термодинамика. Равновесие. Функция состояния. Термодинамические
свойства. Термодинамическая модель. Система. Окружение. Изолированная
система. Закрытая система. Открытая система. Внешние переменные.
Внутренние переменные. Интенсивные переменные. Экстенсивные переменные.
Температура.
- Постулаты:
- О равновесии. О температуре. О внутренних переменных. Об
аддитивности.
- Уравнения:
- Транзитивность температуры. Теорема Эйлера для однородных функций.
- Проблемы:
- Соотношение термодинамических моделей и реального мира.
Эмпирические данные в химической термодинамике. Примеры равновесных,
стационарных и неравновесных состояний. Какие задачи не рассматриваются
термодинамикой? Выбор для конкретной химической задачи
термодинамической системы, внешних и внутренных переменных, применение
постулата аддитивности.
2. Химический состав системы. Стехиометрия
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Система с химическими и фазовыми реакциями. Запись закона
сохранения массы в виде постоянства числа атомов элементов (балансовые
отношения). Химическая реакция с точки зрения линейной алгебры. Запись
закона сохранения массы через химические переменные.
- Понятия:
- Элементный состав. Химический состав. Число составляющих веществ.
Число независимых составляющих (компонентов). Формульный вектор.
Формульная матрица. Химическая переменная. Стехиометрическая матрица.
Фазовый состав. Смесь. Раствор. Средняя молекулярная масса. Чистое
(индивидуальное) вещество.
- Уравнения:
- Закон сохранения массы. Связь между формульной и стехиометрической
матрицами.
- Проблемы:
- Запись балансовых и стехиометрических соотношений для системы с
химическими реакциями. Формульная и стехиометрическая матрица.
Использование средней молекулярной массы раствора. Знакомство с
программой CHET.
Проблемы: 3. Термическое уравнение состояния - I
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Структура курса - усложнение состава системы. Термическое
уравнение состояния в химической термодинамике. Численные значения
термических коэффициентов газов, жидкостей и твердых тел. Соотношения
между различными производными. Примеры уравнений состояния. Несколько
слов про уравнение Ван-дер-Ваальса.
- Понятия:
- Термическое уравнение состояния. Термические коэффициенты.
Коэффициент объемного расширения. Изотермический коэффициент сжатия.
Относительный коэффициент давления. Идеальный газ. Реальный газ.
- Уравнения:
- Уравнение состояния идеального газа. Уравнение состояния жидкости и
твердого тела. Уравнение состояния Ван-дер- Ваальса. Вириальное
уравнение состояния. Соотношения между частными производными.
- Проблемы:
- Расчеты по уравнению состояния. Нахождение одного термического
коэффициента через другие. Уравнения состояния в программе CHET.
4. Термическое уравнение состояния - II
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Дифференцирование неявной функции. Условие полного дифференциала.
Интегрирование полного дифференциала. Мольный объем - следствия
аддитивности. Термодинамические справочники и уравнение состояния.
Стандартное состояние вещества.
- Понятия:
- Мольный объем. Парциальный мольный объем.
- Уравнения:
- Связь мольного объема и парциального мольного объема для чистого
вещества.
- Проблемы:
- Определение термических коэффициентов из уравнения состояния.
Построение уравнения состояния из термических коэффициентов.
5. Первый закон термодинамики - I
Калорическое уравнение
состояния
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Формулировки первого закона. Функция состояния и функция перехода.
Философия операционализма. Операциональное определение работы, теплоты
и внутренней энергии. Функция состояния - внутренняя энергия.
- Понятия:
- Внутренняя энергия. Функции перехода. Теплота. Работа. Работа
расширения. Калорический коэффициент. Теплоемкость. Термодинамический
процесс. Равновесный процесс. Неравновесный процесс. Теплоемкость при
постоянном объеме.
- Постулаты:
- Первый закон термодинамики.
- Уравнения:
- Свойства функции состояния. Свойства функции перехода. Условие
реализации равновесного процесса. Работа расширения против сил внешнего
давления. Связь изменения внутренней энергии с теплотой при постоянном
объеме. Внутренняя энергия как функция объема и температуры
(калорическое уравнение состояния).
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Построение калорического уравнения состояния из калорических и
термических коэффициентов. Расчет различных производных, связанных с
внутреннй энергией (преобразование переменных).
6. Первый закон термодианмика - II
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Процессы при постоянном объеме и при постоянном давлении. Зачем
нужна энтальпия? Экспериментальное измерение теплоемкости.
Представление теплоемкости, внутренней энергии и энтальпии в
справочниках. Применения первого закона для процессов с газами.
Аддитивность - сложные формулы для простых вещей.
- Понятия:
- Энтальпия. Теплоемкость при постоянном давлении. Дросселирование
газов. Адиабатическое расширение. Низкотемпературная теплоемкость.
Высокотемпературная теплоемкость. Парциальная внутренняя энергия и
энтальпия.
- Уравнения:
- Связь изменения энтальпии с теплотой при постоянном давлении.
Энтальпия как функция давления и температуры. Связь между Cv и Cp.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Расчет различных производных, связанных с энтальпией
(преобразование переменных). Расчет работы расширения, теплоты, Del_U и
Del_H для различных процессов с использованием уравнения состояния и
теплоемкостей.
7. Второй закон термодинамики. Обратимые процессы - I
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Что не хватает в первом законе термодинамике? Рабочая формулировка
второго закона. Примеры обратимых процессов. Фундаментальное уравнение
- что оно дает.
- Понятия:
- Обратимый процесс. Необратимый процесс. Самопроизвольный процесс.
Энтропия.
- Постулаты:
- Второй закон термодинамики.
- Уравнения:
- Фундаментальное уравнение Гиббса. Соотношения Максвелла.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Расчет изменения энтропии в обратимых процессах. Расчет производных
термодинамических функций.
8. Второй закон термодинамики. Обратимые процессы - II
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Краткие исторические сведения. Расчет энтропии. Аддитивность
энтропии - парадокс Гиббса. Характеристические функции - уравнение
всего сущего.
- Понятия:
- Энергия Гельмгольца. Энергия Гиббса. Максимальная работа.
Характеристическая функция.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Расчет производных термодинамических функций. Связь производных
термодинамических величин с термическими и калорическими
коэффициентами. Получение характеристических функций для идеальных
газов и абсолютно твердых тел.
9. Второй закон термодинамики. Необратимые процессы
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Энтропия вселенной - критерий необратимости процесса. Примеры
вычисления энтропии в необратимых процессах. Необратимый процесс - это
самопроизвольный процесс. Критерий равновесия - почти общий случай.
Внимание на систему. Критерий равновесия - переход к дифференциалам.
- Понятия:
- Экстремум характеристической функции. Вариация характеристической
функции. Дифференциал характеристической функции. Заторможенное
равновесие. Термическое равновесие. Механическое равновесие. Химическое
равновесие.
- Уравнения:
- Расчет изменения энтропии системы при необратимых процессах. Расчет
изменения энтропии окружения при необратимых процессах. Условия
равновесия.
- Проблемы:
- Расчет изменения энтропии системы, окружения и "всей Вселенной" для
различных необратимых процессов. Предсказание направления различных
процессов.
10. Термодинамика индивидуального вещества - I
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Более четкая формулировка задачи химической термодинамики. Исходные
экспериментальные величины. Третий закон термодинамики. Представление
термодинамических данных в справочниках. Чем удобна приведенная энергия
Гиббса?
- Понятия:
- Абсолютное значение энтропии. Стандатное состояние вещества.
Фазовое состояние. Приведенная энергия Гиббса. Химический потенциал.
- Уравнения:
- Третий закон термодинамики.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Использование термодинамических справочных данных. Расчет изменения
энтропии, энтальпии, энергии Гиббса и приведенной энергии Гиббса в
зависимости от температуры при постоянном давлении.
11. Термодинамика индивидуального вещества - II
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Зависимость энергии Гиббса от числа молей - химический потенциал.
Зависимость от давления - конденсированные вещества. Зависимость от
давления - идеальные газы. Зависимость от давления - реальные газы.
- Понятия:
- Стандартное состояние реального газа. Фугитивность.
- Уравнения:
- Связь фугитивности с давлением.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Расчет изменения энтропии, энтальпии, энергии Гиббса и приведенной
энергии Гиббса в зависимости от давления при постоянной температуре.
12. Термодинамика химической реакции.
(предварительное
рассмотрение) - I
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Интегральное и парциальное изменение экстенсивной величины в ходе
химической реакции. Рекомендованные обозначения. Расчет энтальпий
реакций - закон Гесса. Линейно независимые реакции - сколько их и какие?
Расчетные формулы.
- Понятия:
- Оператор химической реакции. Эндотермическая реакция.
Экзотермическая реакция. Реакции: испарения, сублимации, фазового
перехода, атомизации, сгорания, образования.
- Уравнения:
- Закон Гесса. Расчет энтальпий реакций из энтальпий образования,
сгорания и атомизации.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Расчеты изменения энтальпии, внутренней энергии, энтропии, энегрии
Гиббса в различных реакциях.
13. Термодинамика химической реакции.
(предварительное
рассмотрение) - II
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Пересчет по температуре и давлению. Энтальпия образования - более
пристальное рассмотрение. Экспериментальное измерние энтальпий и
энергий Гиббса реакций. Табуляция энергии Гиббса и энтальпий образования
в справочниках.
- Понятия:
- Энтальпия образования. Бомбовая калориметрия. Энергия диссоциации.
- Уравнения:
- Уравнение Кирхгоффа. Связь Del_r_U и Del_r_H. Уравнения
Гиббса-Гельмгольца.
- Проблемы (с использованием эмпирических данных из CHET):
- Использование термодинамических данных. Пересчет по температуре и
давлению энтальпии, энтропии и энергии Гиббса химической реакции.
МОДУЛЬ 2. РАСЧЕТ ФАЗОВЫХ И ХИМИЧЕСКИХ РАВНОВЕСИЙ
Во второй части курса студенты должны научиться находить равновесный
состав системы с фазовыми и химическими реакциями. Построение модуля -
усложнение исследуемой системы.
1. Программы CHET и VCS - общая постановка задачи
(Лекция - 1 час)
- План лекции:
- Общая постановка задачи. Программа CHET (Chemical Thermodynamics).
Программа VCS для численного минимизации энергии Гиббса. Взаимодействие
CHET и VCS. Ключ к успеху - численные значения химических потенциалов.
Что делать, если нужно рассчитать равновесный состав при другие внешних
условиях?
- Понятия:
- Стехиометрическая и нестехиометрическая формулировка при
минимизации энергии Гиббса.
- Проблемы:
- Использование программ CHET и VCS для расчета равновесного
состава.
2. Фазовые переходы чистых веществ - условие равновесия
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Постановка задачи - явный вид энергии Гиббса системы. Условия
материального баланса - стехиометрическая формулировка минимизации.
Поиск минимума. Критерий равновесия в общем случае.
- Понятия:
- Фаза. Химический потенциал.
- Уравнения:
- Связь между мольной энергией Гиббса и химическим потенциалом для
чистых веществ. Условия равновесия.
- Проблемы:
- Условия равновесия при разных внешних условиях.
3. Уравнение Клаузиуса-Клапейрона
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Химический потенциал чистого вещества. Геометрическая
интерпретация критерия равновесия. Дифференциальное уравнение
сосуществования фаз. Интегрирование для фазового равновесия между
конденсированными фазами. Интегрирование для фазового равновесия
конденсированная фаза - газ.
- Уравнения:
- Химический потенциал чистых веществ как функция температуры и
давления. Уравнение Клаузиуса-Клапейрона.
- Проблемы:
- Расчеты по уравнению Клаузиуса-Клапейрона.
4. Фазовые переходы чистых веществ - диаграмма состояния
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Еще раз о геометрической интерпретации критерия равновесия.
Правило фаз и p-V-T диаграмма состояния (проекции и сечения). Тройная
точка и уравнение Ван-дер-Ваальса. Оптимизация фазовых диаграмм.
- Понятия:
- Правило фаз. Фазовая диаграмма. Тройная точка. Критическая точка.
- Уравнения:
- Правило фаз.
- Проблемы:
- Построение фазовой диаграммы чистого вещества из экспериментальных
данных.
5. Влияние кривизны поверхности
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Поверхностное натяжение и первый закон термодинамики. Метод
избытков Гиббса. Влияние кривизны поверхности на условие механического
равновесия. Следствие - каппилярные явления. Влияние кривизны
поверхности на условие фазового равновесия. Уравнение Кельвина.
- Понятия:
- Поверхностное натяжение. Кривизна поверхности. Избытки. Капиллярные
явления.
- Уравнения:
- Работа образования поверхности. Уравнение Лапласа. Уравнение
Кельвина.
- Проблемы:
- Расчеты с учетом кривизны поверхности.
6. Влияние внешних полей - сверхпроводник в магнитном поле
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Феноменологическое описание классических сверхпроводников. Работа
намагничивания и первый закон термодинамики. Метод аналогии. Условия
равновесия в магнитном поле. Аналог уравнения Клаузиуса-Клайперона.
- Понятия:
- Фазовые переходы первого и второго рода. Намагничивание тела.
Идеальный парамагнетик. Сверхпроводящая фаза.
- Уравнения:
- Работа намагничивания. Уравнение состояния идеального парамагнетика
и сверхпроводящей фазы. Условия равновесия в магнитном поле.
- Проблемы:
- Расчеты с учетом внешнего магнитного поля.
7. Гетерогенные химические реакции с участием чистых веществ
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Точечная фаза как модель чистого вещества. Нестехиометрическая и
стехиометрическая формулировки для минимизации энергии Гиббса. Решение
в случае протекания одной химической реакции. Особенности программы VCS
при расчете гетерогенных равновесий.
- Понятия:
- Стехиометрическая (точечная) фаза. Давление диссоциации.
- Уравнения:
- Условие равновесия в случае протекания гетерогенной химической
реакции с участием чистых веществ.
- Проблемы:
- Расчеты для случая протекания одной гетерогенной химической
реакции с участием чистых веществ. Влияние температуры и давления на
равновесный состав.
8. Диаграммы стабильности фаз
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Графический метод нахождения равновесного состава в
двухкомпонентной системе. Графическое представление равновесного
состава двухкомпонентной системы (без растворов). Сечение при
постоянном давлении. Сечение при постоянной температуре. Диаграмма
стабильности фаз.
- Понятия:
- Проекции и сечения диаграммы состояния. Диаграмма стабильности
фаз.
- Уравнения:
- Правило фаз Гиббса.
- Проблемы:
- Выбор компонентов. Построение диаграммы состояния (без растворов).
9. Растворы. Зависимость энергии Гиббса от состава раствора
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Растворы - состав (концентрация) и количество вещества. Теорема
Эйлера - расчет экстенсивной величины через парциальные. Определение
парциальных величин из мольной величины. Использование уравнений
Гиббса-Дюгема. Стандартное состояние и активность.
- Понятия:
- Парциальные мольные величины. Мольная доля. Моляльность.
Молярность. Стандартное состояние.
- Уравнения:
- Расчет термодинамической величины из парциальных мольных величин.
Нахождение парциальных мольных величин из мольной величины. Уравнения
Гиббса-Дюгема.
- Проблемы:
- Расчет мольной термодинамической величины и парциальных мольных
величин для двухкомпонентной системы.
10. Модели растворов - идеальный раствор
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Модель идеального газового раствора. Идеальный газовый раствор и
парадок Гиббса. Идеальный жидкий раствор. Обоснование существования
идеальных растворов. Почему некоторые растворы образуются. Неидеальные
растворы. Почему некоторые растоворы не образуются.
- Понятия:
- Идеальный раствор газов. Идеальный жидкий раствор. Неидеальные
растворы. Функции смешения.
- Уравнения:
- Закон Дальтона. Функции смешения идеального раствора. Связь между
энергией Гиббса смешения, энтальпией смешения и энтропией смешения.
- Проблемы:
- Расчеты для идеального раствора.
11. Модели растворов - регулярный раствор (расслаивание)
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Вид энергии Гиббса смешения в случае расслаивания раствора. Условие
расслаивания на языке химических потенциалов. Выпуклость энергии
Гиббса смешения стабильного раствора. Простейший пример неидеального
раствора - регулярный раствор.
- Понятия:
- Регулярный раствор. Атермальный раствор. Активность. Коэффициент
активности. Расслаивание.
- Уравнения:
- Функции смешения регулярного раствора.
- Проблемы:
- Расчеты для регулярного раствора.
12. Коллигативные свойства
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Частный случай равновесия - (раствор + чистое вещества). Общие
соображения - графический анализ. Криоскопия - уравнение ликвидуса.
Обобщения на случаи эбулиоскопии и осмотического давления.
- Понятия:
- Параметр стабильности. Осмотическое давление. Криоскопия.
Эбулиоскопия.
- Уравнения:
- Условия равновесия. Повышение температуры кипения. Понижение
температуры замерзания. Осмотическое давление.
- Проблемы:
- Расчеты с коллигативными свойствами.
13-14. Двухкомпонентные системы с растворами
(Лекция - 2 час, семинар - 2 час)
- План лекции:
- Диаграмма с простой эвтектикой. Случай равновесия конденсированного
и газового растворов. Экспериментальное измерение активностей. Закон
Генри и несимметричный выбор стандартного состояния. Влияние
взаимодействий в растворах на вид диаграммы состояния.
- Понятия:
- Стандартное состояние растворителя. Стандартное состояние
растворенного вещества. Идеальный разбавленный раствор.
- Уравнения:
- Правило рычага. Закон Рауля. Закон Генри.
- Проблемы:
- Анализ диаграмм состояния двухкомпонентной системы с растворами.
Применение правила фаз. Определение активностей из экспериментальных
данных.
15. Гомогенные химические реакции
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Гомогенные химические реакции. Сравнение реакции разложения аммиака
и разложения карбоната кальция. Особенности гомогенных и гетерогенных
реакций. Появление константы равновесия. Расчет равновесного состояния.
Влияние внешных параметров на равновесие.
- Понятия:
- Химическое сродство. Термодинамическая константа равновесия.
Константа равновесия, выраженная через парциальные давления. Константа
равновесия, выраженная через концентрации. Константа равновесия,
выраженная через мольные доли.
- Уравнения:
- Связь константы равновесия с изменением стандартной энергии Гиббса.
Зависимость константы равновесия от температуры.
- Проблемы:
- Связь констант равновесия с термодинамическими величинами. Расчет
равновесного состава при протекании гомогенных химических реакций.
Зависимость степени протекания реакции от температуры и давления.
16. Идеальные ассоциированные растворы
(Лекция - 1 час, семинар - 1 час)
- План лекции:
- Гомогенная химическая реакция и модель идеального ассоциированного
раствора. Пар, состоящий из мономерных и димерных молекул -
феноменологическое описание. Применение модели идеальных
ассоциированных растворов - расчет фугитивности из константы
димеризации. Современная химическая термодинамика - где находится и
куда направляется.
- Понятия:
- Идеальный ассоциированный раствор.
- Уравнения:
- Теорема о равенстве активности независимых компонентов их
"истинным" концентрациям.
- Проблемы:
- Расчет фугитивности газа по модели идеального ассоциированного
газа. Расчет активности по модели идеального ассоциированного раствора.
Литература:
- П. Эткинс. Физическая химия. т.1. М.: Мир, 1980.
- W.R. Smith, R.W. Missen. Chemical Reaction Equilibrium Analysis:
Theory and Algorithms. 1982.
- Г.Ф. Воронин. Основы термодинамики. М.: МГУ, 1987.
- Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. т.6. Физическая химия. Фото
химия. М.: ВИНИТИ. 1988.
Термодинамические справочники:
- Термодинамические свойства индивидуальных веществ. М.: Наука, 1978-
1982, в 4 томах.
- Термические константы веществ. М.: ВИНИТИ, 1963-1981, в 10 томах.
- JANAF Thermochemical Tables. 1971 - 1985.
Дополнительная литература:
- П. Эткинс. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987.
- И.Ф. Кричевский. Понятия и основы термодинамики. М.: Химия, 1970.
http://Evgenii.Rudnyi.Ru